Об Оксане и выставке
Оксана Анчарова формировалась в творческом окружении. Её отец, Иосиф Михайлович Анчаров, в 1960-х годах был ведущим актером Свердловского театра кукол. Он обладал множеством талантов, один из которых – рисование, и оказал определенное влияние на художественное мировоззрение дочери. В младших классах ей нужно было нарисовать человечка для одного из уроков, но не получалось добиться желаемого результата. Тогда отец сказал ей: «У тебя есть кисточка или ручка. Берешь и, как в «Алисе в стране чудес», уменьшаешься до такого размера, чтобы оказаться на кончике шарика этой ручки. Как «Девочка на шаре» Пикассо. Эта линия – твой танец». Метафора сформировала творческое мышление художницы: уменьшиться до объекта рисования, стать его частью, чтобы затем вернуться и посмотреть, что получилось. Танец линий – свободных, легких, экспрессивных – виден в живописи и яркой графике художницы. Нередко она использует чистые цвета, смело заполняя ими большие части рисунка.
Мама художницы, Ивашкина Нина Даниловна, тоже актриса театра кукол. С середины 1970-х годов она на протяжении 20 лет руководила театральным коллективом «Чародеи» в Доме культуры школьников на Уралмаше. У мамы Оксана училась приёмам работы с театральной куклой и тонкостям её изготовления. Художница вспоминает: «Мы умели делать всё. Из любого фантика могли сделать куклу-марионетку и спектакль, а потом представляли, что выступаем на площади Парижа, Лондона или Праги». Сейчас художница создаёт кукольных персонажей для своего домашнего театра, студийных и кинематографических проектов. Помимо изобразительного искусства, она занимается также режиссурой и педагогикой.
Живопись на стекле – отдельная линия в творчестве Оксаны Анчаровой. Начиная с 2020 года она пишет акрилом на материале, который часто встречается в повседневной жизни. Так, автопортрет «Самый ласковый ветер в моей голове» написан на экране телевизора. Работа раскрывает внутреннюю сущность героини: искреннюю, чистую, творческую, свободную. «Стекло – это материал, который уже имеет волшебное свойство, ведь основной его ингредиент – песок. Когда я начинаю готовить стекло к работе, обязательно мою его, чувствую шёпот волн древнего океана. Я представляю, что те стёкла, на которых я рисую, сделаны из песка времени, мерцания звёзд и прозрачных облаков», – говорит художница. Оксана Анчарова ценит данную технику за момент спонтанности и считает, что в процессе рисования есть место Провидению. Попадая на стекло, акриловые мазки могут двигаться непредсказуемо, и полученный результат зависит не только от автора.